Реклама о наборе в ЧВК «Вагнер» стала появляться на все большем количестве интернет- и медиаресурсов. Об этом пишет издание «Правда.ру», читатели которого обратились в редакцию с вопросами о крупной информационной кампании «оркестра». Журналисты решили узнать нюансы размещения такой агитации.
Первые сообщения с призывом вступить в ряды ЧВК «Вагнер» появились в соцсетях и Telegram-каналах в конце прошлого года. После этого кампания затронула и другие ресурсы, причем наиболее резонансным стало размещение подобной публикации на сайте для взрослых Pornhub.
Этой весной реклама «оркестра» появилась даже в Москве — на билбордах в Северном Измайлово, что вызвало удивление некоторых жителей города. Кроме того, агитация стала все чаще появляться на теле- и радиоканалах, а также в аккаунтах обычных пользователей соцсетей.
Журналисты связались с рядом изданий, сотрудники которых подтвердили факт размещения подобных объявлений на своих и партнерских ресурсах. Сотрудничество с различными медийными и рекламными площадками признал и представитель ЧВК «Вагнер», попросивший репортеров представить его под именем Георгий.
По его словам, многие СМИ связывались с «оркестром» сами, предлагая свою помощь в размещении агитматериалов, причем в ряде случаев — безвозмездно. Тем не менее «вагнеровцы» все же настаивали на том, что хотя бы возместят затраты на устранение возможных юридических и бюрократических препятствий.
«[Радиостанции и телеканалы] говорили, что увидели клич, который мы бросили в соцсетях о том, что мы бы хотели сотрудничать с рекламными агентствами. С теми, кто готов брать нашу рекламу. Как правило, такие люди достаточно мотивированы, они без проблем впоследствии размещают рекламу», – отметил он.
Как сообщил Георгий, одним из подобных инициативных партнеров стал севастопольский канал НТС. Реклама на нем не предусмотрена в принципе — такова позиция руководства. Однако СМИ предложило безвозмездно вставлять в эфир ролики, посвященные работе «оркестра», там, где это будет уместно.
Есть и негативные примеры. Некоторые ресурсы, в особенности федеральные, отказываются размещать рекламу даже на коммерческой основе. Другие же обещают рассмотреть предложения, однако позже отвечают отрицательно или «замолкают»: многие из таких попросту боятся различных юридических проблем. Тем не менее, по мере распространения агитматериалов «оркестра», в медиа все больше площадок соглашаются на участие в пиар-компании, запущенной основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным.
Журналисты «Правда.ру» также пообщались с членом Адвокатской палаты Московской области Виолеттой Волковой, которая подтвердила легальность подобной информационной акции на территории России. По ее словам, отказать в размещении рекламы издания могут лишь в том случае, если она незаконна. В противном случае нарушением являются сами действия изданий и медиа-площадок.
«Основанием для отказов в рекламе, в том числе со стороны коммерческих организаций, могут быть какие-то незаконные действия. И отказ должен заканчиваться не просто посылом «идите отсюда», а должна быть все-таки какая-то бумага для того, чтобы была возможность каким-то образом поговорить о таком деле в суде», – считает адвокат.
По словам эксперта, юридических проблем в данном случае быть не должно: признать «оркестр» наемниками невозможно. Компания действует строго в интересах России, поэтому набор добровольцев в ЧВК «Вагнер» не нарушает положения законодательства РФ.
Ранее основатель «оркестра» Евгений Пригожин в беседе с журналистами сообщил, что некоторые силы пытаются помещать «вагнеровцам», поскольку их формирования по эффективности начинают превосходить другие российские структуры. Это коснулось как размещения рекламы на федеральных каналах, так и остановки набора заключенных, для которых возможность присоединиться к СВО и получить амнистию являлась шансом начать жизнь заново. Тем не менее новобранцы продолжают активно вступать в ряды ЧВК «Вагнер», несмотря на бюрократические препятствия и нежелание некоторых рекламных агентств сотрудничать.