Ракету под гордым названием «Буревестник» (9М730) анонсировали ещё в 2018 году. Всему миру было объявлено об уникальной технологии, которая позволяет сосредоточить мощь ядерной реакции в изделии крайне малых габаритов. Тогда Вашингтон едко прозвал ракету «летающим Чернобылем». Но в 2023 году, кажется, возьмёт свои слова назад. Как из советской разработки выросло новое поколение уникальных ракет, какой была реакция Запада и почему «Буревестник» является далеко не тем, что о нем думали до сегодняшнего дня? Давайте разбираться.
Атомная чёрная кампания
В Послании Федеральному собранию в 2018 году Владимир Путин неожиданно для всего мира раскрыл подробности разработки ряда новых платформ для доставки ядерного оружия, в том числе крылатой ракеты с ядерным двигателем. Конечно, такое заявление не осталось незамеченным.
«Это экзотическое оружие. Обычно ядерная энергия не используется для энергетической установки. Это даст России возможность брать оружие малой мощности, потенциально ядерное, и значительно увеличивать его дальность полёта, скажем, оно будет способно преодолевать десятки тысяч миль», — рассказал в эфире CBS News майор американской армии в отставке Майк Лайонс в 2018 году.
В 2023-м, после успешных испытаний, новая ракета произвела фурор. Почему? Судя по некоторым данным, в 9-метровом корпусе размещен мини-реактор:
«Он приводит в действие электродвигатель, а тот в свою очередь запускает компрессор и турбину», — пишет «НТВ».
Если с турбиной и компрессором понятно, то зачем тут электродвигатель? Ясно то, что это уже далеко не прямоточный двигатель, который использует выделяемое реактором тепло, из-за чего радиоактивные продукты могут попадать в окружающую среду. А именно так думали на Западе:
«Взрыв российской Skyfall заставил людей беспокоиться о качестве воздуха в районе объекта и далеко за его пределами. Нехорошо!» — писал о неудачных испытаниях «Буревестника» Дональд Трамп в своём твиттере.
И вся эта чёрная пиар-кампания началась после заявления в «Известиях»:
«Это правда, что принципиальной особенностью «Буревестника», отличающей его от ядерного оружия с более традиционными двигательными установками, будет неизбежный радиоактивный выхлоп», — рассказывал военный эксперт Антон Лавров.
И хотя рассуждения об «экологичности» оружия, создаваемого на случай ядерной войны, сами по себе могут показаться смешными, мантра об ужасной российской ракете уже сейчас может посыпаться, как карточный дом. Ведь в действительности выхлоп от ракеты минимальный: более 20 испытаний не привели к сколь-либо заметным загрязнениям воздуха и окружающей среды. Тут стоит вспомнить про нашумевшую историю 2017 года с обнаружением ничтожных превышений концентрации рутения-106 в атмосфере над Европой. Почему-то тогда никто даже и не пискнул.
Но вернёмся к 9М730: помимо размеров, никаких подробностей о конструкции силовой установки нет. Если тягу на самом деле создаёт электродвигатель, то это просто кол в сердце всей западной медийно- и научно-технологической сферы. Ведь в этом случае Россия совершила ошеломляющий, мы бы сказали, космический прорыв. И вот почему.
Будущее на полке прошлого
Напомним про один безумный проект позднего СССР под названием «Волга-атом». До Чернобыльской катастрофы СССР активно развивал «мирный атом». Так, уже в начале 60-х Никита Хрущёв поручил создать аналог американского атомного транспортного средства Ford Nucleon. Но для модели под названием «Волга-атом» предложили принципиально новую конструкцию силовой установки, которая отличалась от американской. Там тоже предполагалось использовать компактный ядерный реактор весом около 500 килограмм. Опытный экземпляр советской «Волги-атом» построили в 1965 году, машина генерировала 320 л. с. Но в итоге средство оказалось экономически невыгодным, а затем случилась катастрофа на АЭС и проект закрыли. Но ненадолго.
В 21 веке российские инженеры решили довести проект до совершенства. Ведь по большому счету с такими габаритами около 500 с лишним л. с. должно быть достаточно для стабильного и продолжительного полёта ракеты «Буревестник». А с другой стороны, если турбину и компрессор приводит в движение электродвигатель, то температура газов в таком случае будет низкой, за счет чего уменьшится и радиолокационная заметность.
В то же время с такой конструкцией навряд ли 9М730 сможет развивать высокую скорость, хотя она может быть и сверхзвуковой. Но представить, что ее скорость превзойдет границу гиперзвука, сложно. Да и чтобы развивать гиперзвуковые скорости, понадобится мощность кратно больше 500-600 л. с. Увы, правду можно будет узнать только после того, как проведут очередные испытания и раскроют больше подробностей. Если же скорость окажется дозвуковой или немного выше сверхзвука, то, скорее всего, это не прямоточный двигатель и прорыв удался.
«”Буревестник” часто критикуют за его дозвуковую скорость — мол, любой зенитно-ракетный комплекс с ним разделается, так как работа ЯАД оставляет заметный “радиоактивный выхлоп”», — анализирует «Российская газета» (хотя реальных данных о ракете ещё никто не видел).
Если же скорость окажется неприлично высокой, выше показателей, которые могут обеспечить современные истребители, то, вероятнее всего, это прямоточный двигатель.
Существует и другая версия. Из неё следует, что у силовой установки 9М730 гораздо больше общего с турбореактивным двигателем. Предположительно в конструкции используется теплообменник, а на турбину замкнут второй воздушный контур охлаждения реактора. При этом воздух, проходящий через турбину, может разогреваться до 1000 °С и более.
Но нам всё же хотелось бы верить в первую версию, хотя вторая выглядит гораздо правдоподобнее. Дело в том, что у всей этой истории есть один большой нюанс.
На протяжении последнего десятилетия в России идёт активная работа над проектом «Алабуга». Это не что иное как носитель электромагнитного оружия. А для продолжительного питания генератора такого излучения в больших количествах нужна электроэнергия. Такая, которая может питать тот самый электродвигатель. А на «Буревестник», как ни посмотри, вместо боеголовки напрашивается генератор ЭМИ, который будет кружить над противником и выжигать всё, к чему приблизится. Не зря ведь о проекте «Алабуга» вновь заговорили. Но об этом уже в другой раз.