Кому-то заголовок может показаться анахронизмом: и мы, и Китай уже скоро сто лет, как ведём подготовку к прямому столкновению с США. США не меньшее количество времени готовятся к войне с нами. Однако бывает подготовка абстрактная: есть вероятный противник, если мы окажемся достаточно слабыми, от он может на нас напасть, поэтому надо постоянно быть начеку, держать ухо востро, готовиться к возможной войне. Бывает же ситуация, когда военное столкновение представляется неизбежным и страны начинают практическую подготовку к конкретному конфликту.
Первый этап конкретной подготовки к тогда ещё далёкой, но уже вероятной войне начался в 2014 году, когда Россия, поддерживая ДНР/ЛНР, развернула на базе их ополчения 1-й и 2-й армейские корпуса и приступила к их интеграции в свою военную структуру. Это не был инициативный шаг Москвы. Это был ответ на то, что после февральского госпереворота в Киеве ВСУ из нейтральной армии превратились в антироссийскую ударную силу США, а политическая власть в Киеве полностью отдала себя в американское распоряжение, отказавшись от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и внутренней политике.
Возникший на Украине район конфронтации России и Запада постепенно притягивал к себе всё большие силы обеих сторон, пока, с началом СВО обе стороны не вышли в режим прямой конфронтации. При этом, Россия сама явилась на поле боя, а США выставили вместо себя Украину. Тем не менее, по всем канонам НАТО напрямую участвует в военных действиях, обеспечивая Украину не только оружием и военной техникой, но и разведывательной информацией (до средины ХХ века шпионов вешали даже в мирное время и лишь потом стали менять).
Состояние прокси-войны позволяло США постоянно поднимать ставки, формально находясь вне игры. Однако Россия каждый раз подчёркивала, что не заблуждается относительно того, против кого на самом деле воюет и давала понять, что при определённых условиях Запад в целом и США в частности могут доиграться до прямого военного ответа по инфраструктуре, задействованной ими в войне против России, но находящейся за пределами украинской территории (в нейтральных водах или на суверенных территориях стран НАТО).
Около полутора лет эти российские заявления рассматривались наблюдателями как несущественные угрозы, поскольку прямая конфронтация с НАТО несла для Москвы больше издержек, чем игнорирование американских провокаций. Однако осенью 2023 года наступил момент истины. Стало понятно, что Украина больше не может держать фронт, даже с западной помощью. Сегодня катастрофа ВСУ представляется делом нескольких месяцев, но она может произойти и за несколько недель — события вступили в этап самостоятельного развития и больше не поддаются прогнозированию и управлению ни политическими, ни экономическими, ни военными методами.
При этом тенденция, ведущая ВСУ к краху, понятна, очевидна и непреодолима имеющимися у США возможностями. В связи с этим Вашингтон уже более полугода, но особо настойчиво в течение последнего месяца, пытается добиться от России согласия на мир (перемирие) на устраивающих США условиях. Москва неоднократно чётко заявляла, что на таких условиях мир невозможен и поэтому пока не с кем и не о чем разговаривать.
У США был вариант сдать Украину, прекратив под благовидным предлогом финансовую и военную помощь Киеву. В результате этого ВСУ были бы вынуждены капитулировать, так как Украина не может сама обеспечивать войну. Однако правящие американские элиты намертво связали свою политическую судьбу с украинским кризисом, победа нужна им как воздух. Элиты же оппозиционные, которые не прочь сдать Украину и сосредоточиться на китайском направлении, пытаются сделать это так, чтобы не слишком подорвать американский авторитет. Ведь, если испуганный украинским прецедентом Тайвань пойдёт на снижение напряжённости в отношениях с Китаем, то и у США исчезнет формальный повод для конфронтации с Пекином.
Поэтому Вашингтон не только не отказался от поддержки Киева, но и согласился поставить ему новые типы вооружений (истребители F-16 и оперативно-тактические ракеты ATACMS дальностью 300 километров). Таким образом США реализуют давнюю мечту и угрозу Киева — перенести войну на российскую территорию, поставив под удар российские города в глубине страны. Надо отметить, что уже поставленные и заявленные к поставке Киеву системы являются носителями двойного назначения, то есть способны нести ядерную боеголовку. Всё, что выше однозначно квалифицируется, как носители ядерного оружия, так как ставить обычную боеголовку на стратегическую ракету, даже средней дальности (1000–5500 километров) не рационально.
Поскольку ядерное оружие ни одна страна им владеющая не передаёт в чужие руки, любой следующий виток нагнетания обстановки угрожает втягиванием в боевые действие либо только европейских союзников США (возможно не всех), либо самих США. Возможности российского ответа на поставки Киеву американских ракет также крайне ограничены и колеблются между применением оперативно-тактических вооружений (массированным и не обязательно только по украинской территории) и вооружений стратегических (точечным и, возможно, в неядерном снаряжении). Если США и после этого не остановятся, то их ответ уже будет лежать в плоскости открытых военных действий против России.
Аналогичная обстановка складывается вокруг Тайваня. Вашингтон с союзниками усиливает накачку острова вооружениями, стимулирует быстрый рост тайваньских вооружённых сил. В свою очередь Китай приступил к проведению практически беспрерывных сухопутных, воздушных и морских учений вблизи острова, причём в море выводится всё больше кораблей, а в воздух понимается всё больше самолётов. На пике количество и тех и других превысило сотню (сто боевых кораблей — это 2/3 китайского флота). Возможности экстенсивного наращивания военного присутствия исчерпываются, корабли и самолёты Китая и антикитайской коалиции всё чаще оказываются в непосредственной близости друг от друга. Помимо возможности случайного столкновения и умышленной провокации сторонам становится всё труднее перейти к деэскалации, так как на фоне уже озвученных угроз, тот, кто первым отступит, окажется проигравшим.
На этом фоне началась совершенно очевидная политическая подготовка к началу военных действий. На Дальнем Востоке США, помимо уже существующей антикитайской коалиции (в составе Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Тайваня, Республики Корея и Японии) 18 августа текущего года оформили более узкое, но способное реагировать практически мгновенно американо-японско-корейское партнёрство в поддержку Тайваня.
Ответ последовал незамедлительно. Россия, Китай и КНДР провели серию двусторонних перекрёстных переговоров и образовали свой «сердечный альянс», призванный сдерживать амбиции нового «тройственного союза». Обе стороны незамедлительно начали учения в водах Жёлтого, Восточно-Китайского и Японского морей. Китайский лидер провёл переговоры с президентом Сирии, после чего было объявлено о создании сирийско-китайского стратегического партнёрства. Понятно, что находящийся далеко от Средиземного моря Китай вряд ли может оказать Сирии существенную оперативную поддержку, но это шаг, направленный на демонстрацию оформившегося антиамериканского блока, который отныне готов совместно противостоять США в любой точке планеты, а не только на Дальнем Востоке.
В противовес попыткам США подключить к антикитайскому альянсу Индию, Пекин подтвердил союзнические обязательства в отношении Пакистана и провёл с ним совместные учения. Совместные учения Китай также провёл с Таиландом и Мьянмой. Обе стороны лихорадочно мобилизуют союзников и стремятся не допустить перехода нейтралов во враждебный лагерь.
На европейском направлении роль каждой страны давно расписана — все знают, кто за кого, против кого и при каких условиях готов выступить. Поэтому здесь предвоенная политическая активность проявилась в борьбе в зонах нестабильности. Пока непонятно, чем завершится противостояние в Молдавии, где Майя Санду уже больше года пытается спровоцировать войну с Приднестровьем, чтобы создать условия для вхождения Молдавии в состав Румынии, но натыкается на активное сопротивление молдавской политической элиты.
Зато внезапно разрешился более чем тридцатилетний карабахский кризис. США попытались при помощи режима Пашиняна сдать Азербайджану Карабах и столкнуть с Азербайджаном Россию, выведя из игры Армению. В результате Москва не стала противодействовать Баку в Карабахе. Миротворцы строго выполняли свои обязанности, оказывая помощь мирному населению, стремящемуся покинуть Карабах и перебраться в Армению, но спровоцировать себя на военные действия Россия не дала, несмотря даже на очевидную провокацию проамериканских сил с убийством российских миротворцев. Как результат: Армения потеряла Карабах, Азербайджан восстановил территориальную целостность и пытается навязать Еревану унизительный мир с уступкой уже чисто армянских приграничных территорий. Однако в целом тлевший свыше тридцати лет кризис временно исчерпан, а Россия и США синхронно высвободили свои политические ресурсы для противостояния на главном направлении. Для Москвы и Вашингтона этот кризис разрешился вничью, так как побеждать друг друга они собираются на других фронтах, на этом же американцы только планировали связать побольше российских ресурсов.
Такие быстрые политические изменения: создание союзов, разрешение мешающих обеим сторонам кризисов, постоянные военные учения, к тому же на фоне идущих интенсивных военных действий на Украине и мобилизации сил приграничных государств НАТО для возможной интервенции на Западную Украину — всё это зачистка политических хвостов перед пиком конфронтации. Ничто не должно отвлекать и мешать сосредоточиться на главном.
Пока что ход событий неудержимо влечёт нас к мировой войне, а большое количество равноправных участников кризиса и их, имеющих определённую самостоятельность, союзников делает его непрогнозируемым и неуправляемым. Но фатальной неизбежности глобального военного конфликта нет. У США до самого конца будет опция отступить и признать своё поражение.
Ростислав Ищенко